Как составить бизнес-план
На этой странице я кратко расскажу Вам
как написать бизнес-план.
Более подробно о составлении бизнес-плана, Вы сможете прочитать
в моей книге: Школа успешного бизнеса, но самую необходимую
информацию найдете на этой странице.
В начале нам нужно определиться для чего, собственно этот план
нам нужен. Бизнес-план чаще всего пишется для получения кредита
в банке, для того чтобы заинтересовать инвесторов (субсидия или
грант в рамках государственной программы помощи малому бизнесу),
для внутреннего пользования (чтобы сотрудники видели пути и
перспективы развития предприятия), для себя — чтобы более ясно
представить куда и как двигаться в собственном бизнесе...
Итак — первый этап, это определить цель, для чего бизнес-план
нам нужен. Далее мы определяем целевую аудиторию. От этого
будет зависеть структура плана. Если план пишется для внутреннего
пользования, то более ясным и расширенным будет маркетинговый,
производственный и организационный планы.
Если же мы пишем для инвесторов, банков, то основной упор надо
сделать на финансовой части. Любого банкира интересует, прежде
всего — когда и какую прибыль он получит вложив свои деньги
в Ваше дело, и конечно надежность Вашего проекта.
Дальше мы составляем предварительную структуру бизнес-плана,
потом ее можно будет изменить, исправить. Определив структуру
начинаем сбор информации — (маркетинговое исследование рынка,
сырья, ресурсов и т. д.). И наконец начинаем оформление нашего
плана.
Содержание бизнес-плана
Титульный лист — должен содержать: название фирмы, фамилия
руководителя, адрес, номер контактного телефона, факса, e-mail.
Если в Вашем плане есть какая-то информация, разглашение
которой (конкурентам или другим лицам) может негативно повлиять
на продвижение Вашего проекта, необходимо указать на условия
конфиденциальности.
Резюме — Ваш бизнес-план должен начинаться с выводов. Вы
напишете их в последнюю очередь, но именно они должны быть
самым первым пунктом вашего бизнес-плана.
Ваш инвестор (если план пишется для получения кредита) должен
с первой страницы заинтересоваться и понять суть Вашего
предложения. Выводы должны быть краткими — не более 1 — 2
страниц. Резюме — это самостоятельный рекламный документ, т. к.
в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.
Это будет единственная часть, которую будут читать большинство
потенциальных инвесторов. А инвестор хочет, прежде всего, узнать
следующую информацию: размер кредита, для какой цели,
предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать
проект, какие имеются собственные средства.
Цели и задачи — здесь должен быть приведен анализ идеи. План
должен раскрывать заявленные цели и задачи предприятия.
SWOT — АНАЛИЗ — это аббревиатура английских слов:
Strenth – сила
Weafness – слабость
Oportunitis — возможность
Troubles — опасности
Этот анализ так же называют ситуационным анализом. Сильные
и слабые стороны идеи — это те характеристики идеи, которые
могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он
может оказать воздействие.
Возможности и опасности — это те характеристики, которые находятся
вне контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — успех в мире бизнеса решающим образом
зависит от трех элементов:
Понимания состояния дел на данный момент;
Ясного представления того уровня, которого Вы собираетесь
достичь;
Планирование процесса перехода из одного состояния в
другое.
Закончив оценку, необходимо приступить к формулированию целей и задач.
Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить
пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать
стратегию и сформулировать оперативные планы.
Формулировка основных направлений вашей деятельности должна
быть, с одной стороны, достаточно узкой, чтобы давать конкретное
направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а
с другой стороны — охватывающей достаточную область, чтобы оставить простор для роста.
Продукт ( услуга )
В этом разделе Вы должны дать четкое определение и описание
тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок.
Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой
для производства Вашей продукции или услуг. Важно, чтобы эта
часть была написана ясным, четким языком, понятным для
неспециалиста.
Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом
сделайте акцент на преимуществах, которые Ваша продукция несет
потенциальным покупателям.
Очень важно, чтобы Вы подчеркнули уникальность Вашей продукции
или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая
технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то
особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей.
Также необходимо, чтобы Вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции ( услуг).
Инвесторы редко прибегают к сотрудничеству с компанией, специализирующейся на единственном виде продукции, не имея при этом доказательств возможности его совершенствования.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
На этом месте я, пожалуй прерву свои заумные рассуждения...
Возможно Вам это не очень-то интересно и Вы сами напишете
свой план лучше, чем я могу Вам предложить. Или закажете
составление бизнес-плана специалистам. Но сразу хочу Вас
предупредить — у потенциальных инвесторов обязательно возникнут
вопросы, (порой очень каверзные) и Вам необходимо будет на них
отвечать уверенно и со знанием дела.
Возможно Вам нужны конкретные советы по определенному
направлению бизнеса, ( торговле, производству...), а я здесь могу
дать только общую информацию, которая подходит к любому виду
деятельности.
И еще один момент — сейчас Вам, возможно кажется, что все это
слишком сложно. Уверяю Вас — это только кажется. Нам эту
информацию (на бизнес-тренинге) дали за одну неделю, не только
составление плана, но и маркетинг, и анализ рынка, и пути
продвижения товаров (услуг), и финансовые расчеты, и многое
другое. И все это усваивается достаточно легко. Было бы желание.
Для тех, кому это интересно и нужно я расскажу доступным языком,
пошагово и достаточно подробно в книге: Школа успешного бизнеса.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
А здесь краткая структура последующих частей Вашего бизнес-плана:
После резюме — Местонахождение фирмы:
Фактический адрес
Юридический адрес
Цель бизнеса
Описание вида деятельности
Продукт / услуга
Анализ рынка:
Кто будет покупать продукцию / услугу
Где Ваша ниша на рынке
Прогноз на ближайшие два года
Конкуренция:
Основные конкуренты
Конкурентное преимущество продукта / услуги
Внешнеэкономическая деятельность
Международный маркетинг
Практика внешнеэкономических связей
Стратегия маркетинга
Прогнозирование продаж
Затраты на продажи:
Постоянные
Переменные
План производства:
В месяц
В год
Кадры фирмы:
Менеджмент
Персонал
Планируемая прибыль
Оценка риска
Финансовый план:
Прогноз объемов продаж
Оценки прибыли и убытков
Анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, затем
поквартально)
Годовую балансовую ведомость
Стратегия финансирования
Наиболее актуальные приложения к бизнес-плану:
Договора или протоколы о намерениях на приобретение
оборудования, помещений, сырья, материалов и т. п.
Договора или протоколы о намерениях на реализацию продукции / услуги
Учредительные документы и т. д.
Хочешь
собственный сайт? Заполни форму и Получи Бесплатно "Базовый курс по созданию сайтов" |